Баня — Зощенко М.
Баня — автор М. М. Зощенко, жизненный юмористический рассказ о приключениях гражданина в городской общественной бане. Текст рассказа «Баня» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF и DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль.
Распечатать рассказ «Баня» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа читатели узнают, как работали бани за гривенник, в послереволюционном периоде России.
Краткое содержание рассказа «Баня» для читательского дневника: Гражданин пришел помыться в общественной бане. Он разделся и ему выдали два номерка. Куда положить номерки голому человеку было непонятно, и он решил привязать их к ногам. В бане было много народу и совсем не было свободных шаек. Один мужик умудрился занять целые три шайки, и тщательно их охранял. Пришлось взять шайку у зазевавшегося дядьки, который отвлёкся и потянулся за мылом. Теперь шайка была в руках, но негде было сесть. Раздосадованный гражданин уже расхотел мыться в бане и стал собираться домой. В предбаннике ему выдали бельё, но штаны оказались чужие, а пальто и вовсе отказались выдать, так как второй номерок, прикреплённый к ноге, смылся. Кое-как гражданин выпросил своё пальто и уже вышел на улицу, как вспомнил, что забыл мыло. Что бы его забрать, нужно было снова раздеваться, а у гражданина на это уже не хватало не сил ни желания.
Главная мысль рассказа «Баня»: Посещение дешёвых общественных учреждений мало приятное занятие, которое сопровождается пренебрежительным отношением сотрудников к простым людям, неустроенностью быта и низким культурным уровнем населения.
Чему учит рассказ «Баня»: Перед посещением, узнать информацию и отзывы о данном заведении, не «вестись» на скидки и низкие цены, ведь качество обслуживания зависит от стоимости услуги.
Баня читать
Говорят, граждане, в Америке бани очень отличные.
Туда, например, гражданин придет, скинет белье в особый ящик и пойдет себе мыться. Беспокоиться даже не будет – мол, кража или пропажа, номерка даже не возьмет.
Ну, может, иной беспокойный американец и скажет банщику:
– Гут бай, дескать, присмотри.
Только и всего.
Помоется этот американец, назад придет, а ему чистое белье подают – стиранное и глаженное. Портянки, небось, белее снега. Подштанники зашиты, залатаны. Житьишько!
А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно.
У нас только с номерками беда. Прошлую субботу я пошел в баню (не ехать же, думаю, в Америку), – дают два номерка. Один за белье, другой за пальто с шапкой.
А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать, некуда. Карманов нету. Кругом – живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь.
Ну привязал я к ногам по номерку, чтоб не враз потерять. Вошел в баню.
Номерки теперича по ногам хлопают. Ходить скучно. А ходить надо. Потому шайку надо. Без шайки какое же мытье? Грех один.
Ищу шайку. Гляжу, один гражданин в трех шайках моется. В одной стоит, в другой башку мылит, а третью шайку левой рукой придерживает, чтоб не сперли.
Потянул я третью шайку, хотел, между прочим, ее себе взять, а гражданин не выпущает.
– Ты что ж это, – говорит, – чужие шайки воруешь? Как ляпну, говорит, тебя шайкой между глаз – не зарадуешься.
Я говорю:
– Не царский, говорю, режим шайками ляпать. Эгоизм, говорю, какой. Надо же, говорю, и другим помыться. Не в театре, говорю.
А он задом повернулся и моется.
«Не стоять же, – думаю, – над его душой. Теперича, думаю, он нарочно три дня будет мыться».
Пошел дальше.
Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался – не знаю. А только тую шайку я взял себе.
Теперича и шайка есть, а сесть негде. А стоя мыться – какое же мытье? Грех один.
Хорошо. Стою стоя, держу шайку в руке, моюсь.
А кругом-то, батюшки-светы, стирка самосильно идет. Один штаны моет, другой подштанники трет, третий еще что-то крутит. Только, скажем, вымылся – опять грязный. Брызжут, дьяволы. И шум такой стоит от стирки – мыться неохота. Не слышишь, куда мыло трешь. Грех один.
«Ну их, – думаю, – в болото. Дома домоюсь».
Иду в предбанник. Выдают на номер белье. Гляжу – все мое, штаны не мои.
– Граждане, – говорю. – На моих тут дырка была. А на этих эвон где.
А банщик говорит:
– Мы, говорит, за дырками не приставлены. Не в театре, говорит.
Хорошо. Надеваю эти штаны, иду за пальтом. Пальто не выдают – номерок требуют. А номерок на ноге забытый. Раздеваться надо. Снял штаны, ищу номерок – нету номерка. Веревка тут, на ноге, а бумажки нет. Смылась бумажка.
Подаю банщику веревку – не хочет.
– По веревке, – говорит, – не выдаю. Это, говорит, каждый гражданин настрижет веревок – польт не напасешься. Обожди, говорит, когда публика разойдется – выдам, какое останется.
Я говорю:
– Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же, говорю. Выдай, говорю, по приметам. Один, говорю, карман рваный, другого нету. Что касаемо пуговиц, то, говорю, верхняя есть, нижних же не предвидится.
Все-таки выдал. И веревки не взял.
Оделся я, вышел на улицу. Вдруг вспомнил: мыло забыл.
Вернулся снова. В пальто не впущают.
– Раздевайтесь, – говорят.
Я говорю:
– Я, граждане, не могу в третий раз раздеваться. Не в театре, говорю. Выдайте тогда хоть стоимость мыла.
Не дают.
Не дают – не надо. Пошел без мыла. Конечно, читатель может полюбопытствовать: какая, дескать, это баня? Где она? Адрес?
Какая баня? Обыкновенная. Которая в гривенник.
Рассказы / Зощенко